Этапы реформ экономики Китая: от плана к рынку

Экономика Китая

Можно ли доверять Китаю?

Однако президент Си стремится снова сделать Китай великим. Его технологические возможности быстро развиваются, приводя к тому, чтобы Китай стал лидером во всех направлениях квантовых исследований. Он развернул крупнейшую сеть мира — 5G, создал плавучую солнечную электростанцию, самый мощный в мире суперкомпьютер. Это первая страна, приземлившая исследовательский зонд на обратной стороне Луны.

Торговое соглашение с Соединенными Штатами поможет президенту Си ускорить экономический рост, стимулируя экономики обеих стран — но можно ли доверять Китаю, поднимая вопрос соблюдения соглашения? Не на основании его записи. Рассмотрим лишь некоторые свидетельства.

И есть еще

Мы даже не упомянули о репрессиях в Гонконге, на площади Тяньаньмэнь или о растущей военной мощи Китая.

Хотя Китай публично заявляет, что у него есть небольшой арсенал ядерного оружия, американский писатель, журналист — Марк Хелприн недавно задал ворпос через The Wall Street Journal, — почему стране нужна система туннелей протяженностью 3000 миль для его хранения.

Китай взял под свой контроль Южно-Китайское море, построив отмели; рифы на островах, разместив там военные базы.

Есть надежда, что Соединенные Штаты смогут достичь торгового соглашения с Китаем, которое принесет пользу обеим странам. Но будет ли доверие Китаю по вопросам соблюдения условий любого достигнутого соглашения?

Результаты политики реформ и открытости

Политика реформ и открытости Китая привела к становлению частного бизнеса и внедрила рыночные стимулы в стране, которая до этого существовала как коммунистическая система с ведущей ролью государства. До 1978 года частный сектор практически отсутствовал, а на сегодняшний день частные предприятия обеспечивают примерно 70% ежегодного ВВП Китая.

Чтобы достичь этого, Китай претерпел огромные изменения в своей экономической системе за последние 40 лет. Однако, невзирая на колоссальные масштабы изменений, экономические реформы в Китае все это время характеризовались постепенностью и экспериментальным подходом, чья квинтэссенция содержится в словах самого Дэн Сяопина, который неоднократно говорил о реформах, как о «переходе через реку, чувствуя камни».

Особые экономические зоны (ОЭЗ) как раз и олицетворяли этот постепенный подход и экспериментализм, когда правительство сначала проводило экспериментальных зонах, представляющих из себя территориально ограниченные районы.

Один город в Китае, как никакой иной, отражает успех этой стратегии, и это – Шэньчжэнь, который был и находиться в авангарде политики по реформированию и открытости, что позволило ему превратиться из маленькой рыбацкой деревни в один из самых богатых и динамично развивающихся городов страны. Равными успехами может похвастаться и Шанхай.

Тем не менее, хотя рынку в результате реформ и была придана более важная роль в распределении ресурсов, государство все еще сохраняет сильную роль сейчас, 40 лет спустя. В этом отношении путь развития и реформирования Китая является уникальным, и поэтому его иногда называют «китайской моделью» развития. До сегодняшнего дня в Китае и за его пределами активно обсуждается, развился ли Китай так сильно из-за сохраняющейся роли государства в его экономике или вопреки этому факту.

Эта дискуссия является важной и полезной, поскольку она оказывает влияние на будущее направление реформ. Что более ясно, так это то, что политика реформ и открытости в целом рассматривается как успех

За 40-летний период 740 миллионов человек преодолели бедность, и страна пережила длительный период экономического роста, измеряемого двухзначными числами. Китай в настоящее время является второй по величине экономикой в мире после США, и по данным Всемирного банка Поднебесная прочно основалась среди стран со средним уровнем дохода (ССД), где ключевым показателем является ВНД на душу населения.

Финансовая система: власть китайского сбербанка

Однако финансовая система Китая не претерпела реформ, похожих на деколлективизацию в сельском хозяйстве и приватизацию в секторах промышленности и услуг. Решающую роль в финансировании играют госбанки. 42% кредитов по состоянию на 2012 год было выдано банками, учрежденными федеральным правительством. Это четыре финансовых учреждения, три из которых специализируются на работе с конкретными отраслями экономики: Банк Китая (сосредоточен на международных транзакциях), Китайский сельскохозяйственный банк, Китайский строительный банк и Промышленный и торговый банк Китая.

Эти же банки контролируют 47% вкладов в стране. Также экономику активно кредитуют финансовые учреждения, которые не принимают депозитов и специализируются на определенных отраслях. Это Банк развития сельского хозяйства, Экспортно-импортный банк, Китайская банковская корпорация развития. На частный сектор приходится только 40% кредитов. Процентные ставки назначаются согласно плану по политическим соображениям, а вход на рынок для частных игроков ограничен, несмотря на обязательства, взятые КНР при вступлении в ВТО. Китайская финансовая система характеризуется большой долей неэффективных кредитов и нежеланием держателей средств (как населения, так и компаний) сберегать деньги в банках. Госбанки, несмотря на очевидные убытки, субсидируют неэффективные госпредприятия по пониженным ставкам.

Из-за недостатка реформ в финансовой системе в настоящее время Китай обладает одним из самых мощных теневых банковских рынков в мире, при этом активными игроками теневого сегмента стали сами госструктуры. Поэтому многие предсказывают реформы банковской сферы Китая в ближайшее время.

Хотя большая часть курса лекций посвящена решениям, которые принимали власти КНР, авторов нельзя назвать сторонниками сильной руки государства в экономике. По мнению китайских экономистов, рекордные темпы экономического роста страны, безусловно, были обеспечены реформами. Однако ничего не говорится о том, что государство проводило грамотную инвестиционную политику или успешно распределяло ресурсы. Напротив, речь идет о том, что государство грамотно перешло к рыночным механизмам, которые, в свою очередь, и запустили взрывной рост экономики, открытие новых компаний, увеличение производительности труда и перераспределение ресурсов в наиболее прибыльные отрасли.

Лектор Алберт Парк отмечает, что, если посмотреть на историю экономических реформ в Китае, складывается иллюзия, будто все решения были хорошо спланированы. Однако это суждение ошибочно: на самом деле никакой дорожной карты не было. Китайские власти просто шли по своему зигзагообразному, но последовательному «пути по шатким камням». Многие считают, что этот путь далеко не закончен, и речь идет не только об экономике, но и о политике и общественной жизни

Однако можно ожидать, что какие бы направления ни были выбраны для дальнейших реформ, действия китайских властей покажут пример осторожности

Описание

На текущий момент китайская экономика является одной из крупнейших в мире по номинальному значению ВВП, а также мировым лидером экспорта продукции. Значительный рывок в развитии экономики КНР стал возможен после предоставления доступа для иностранных инвестиций в определенные сектора. Иностранный капитал позволил вывести на массовый рынок продукцию следующих отраслей:

  • высокие технологии;
  • автомобилестроение;
  • потребительские товары;
  • текстильная промышленность.

Основной упор в экономике делается на производство и экспорт товаров, что обеспечивает более 80% поступлений валюты в страну. Значительные производственные возможности, а также низкая стоимость труда ввиду высочайшей населенности, позволяют КНР быть мировым лидером в экспорте товаров.

Экономическая система строится на трех способах управления:

  • плановое;
  • частично плановое;
  • рыночное регулирование.

Отрасли, влияющие на экономическую безопасность Китая, а также крупные инфраструктурные проекты являются частью плановой системы. Прочие сектора экономики направлены, прежде всего, на экспорт и регулируются по законам рынка. Постепенное открытие рынка происходит с конца 70-х годов прошлого века. Колоссальный скачок от отсталой аграрной страны к одной из ведущих держав делает взаимозависимыми от различных потрясений Китай и мировую экономику.

История развития

В течение более двух десятилетий (с перерывом на Вторую мировую войну) Китай был охвачен гражданской войной, по результатам которой к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Мао Цзэдуном. С тех пор центральную роль в экономике играло именно государство, которое стало владельцем всех промышленных предприятий.

Постепенно правительство стало усиливать значение промышленного сектора экономики, причем делалось это за счет других отраслей. Одной из таких отраслей было сельское хозяйство, в котором было занято 80% трудоспособного населения. Среди приоритетных направлений развития были выделены следующие:

  • металлургия;
  • электроэнергетика;
  • тяжелое машиностроение.

Значительная техническая и финансовая помощь в развитии промышленного производства была оказана со стороны Советского Союза. Экономическая система КНР не была выстроена рационально и многие решения не имели корректного обоснования, что привело к серьезному кризису, осложнившегося полным разрывом отношений с СССР.

Кризис продолжался около десяти лет до момента смерти Мао Цзэдуна и смены политического курса страны. Экономическая система КНР постепенно реформировалась и становилась более открытой. Были определены зоны в районе тихоокеанского побережья, куда открыли доступ для иностранных инвестиций. Китай все сильнее втягивался в мировые рыночные отношения, наращивая объемы экспорта произведенной продукции.

Текущее состояние

Постепенно Китай вышел на лидирующие роли в мировой экономике, а выделенные зоны вдоль тихоокеанского побережья существенно опередили внутренние регионы страны по уровню экономического развития. Велики темпы урбанизации населения и внутренней миграции из бедных внутренних регионов в экономически развитые.

Влияние государства на предприятия постепенно снижается, открывая новые возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Для промышленности характерна трансформация в сторону улучшения качества выпускаемой продукции и поднятия уровня материально-технического обеспечения. Развитие экономики сказалось не только на промышленности, но и на сельском хозяйстве, а также на финансовой сфере: появилась полноценная банковская отрасль и развитые фондовые рынки.

Перспективы развития

Характерная тенденция экономики Китая последних лет – снижение темпа роста ВВП. Показатель инфляции держится выше установленной правительством цели, что говорит о недостаточной эффективности мер по регулированию. Наибольшее опасение вызывает отрасль недвижимости, в которой показатели строительства в два раза превышают продажи. Значительная роль Китая в мировой экономике определяет степень влияния внутренних потрясений на мировой рынок.

Эффекты реформ

Экономические показатели

ВВП

После трех десятилетий реформы экономика Китая пережила один из самых больших в мире подъемов. Сельское хозяйство и легкая промышленность в основном приватизированы, в то время как государство все еще контроль над некоторыми отраслями тяжелой промышленности. Несмотря на преобладание государственной собственности в финансовом, телекоммуникационном, нефтяном и других важных секторах экономики, частные предприниматели продолжают расширяться в секторах, которые ранее принадлежали государственным предприятиям. Цены также были либерализованы.

Экономический рост Китая после реформы был очень быстрым, превышая восточноазиатские тигры. С начала реформ Дэн Сяопина ВВП Китая вырос в десять раз. Повышение совокупной факторной производительности (TFP) было наиболее важным фактором, при этом на производительность приходилось 40,1% прироста ВВП по сравнению со снижением на 13,2% в период с 1957 по 1978 год — разгар маоизма. политика. В период 1978–2005 годов ВВП Китая на душу населения увеличился с 2,7% до 15,7% ВВП США на душу населения и с 53,7% до 188,5% ВВП Индии на душу населения. Доходы на душу населения выросли на 6,6% в год. Средняя заработная плата выросла в шесть раз в период с 1978 по 2005 год, в то время как абсолютная бедность снизилась с 41% населения до 5% с 1978 по 2001 год. Некоторые ученые полагали, что экономический рост Китая был заниженным из-за того, что не учитывались крупные сектора экономики.

Влияние на мировой рост

Китай широко считается двигателем мирового и регионального роста. На скачки китайского спроса приходится 50, 44 и 66 процентов роста экспорта САР Китая Гонконг, Японии и Тайваня соответственно, а торговый дефицит Китая с остальными странами Восточной Азии помог оживить экономики Японии и Юго-Восточной Азии. Азиатские лидеры рассматривают экономический рост Китая как «двигатель роста для всей Азии».

Влияние на неравенство

Экономические реформы резко увеличили неравенство в Китае. Несмотря на быстрый экономический рост, который практически устранил бедность в городских районах Китая и значительно сократил ее в сельских регионах, а также тот факт, что уровень жизни для всех жителей Китая резко повысился по сравнению с дореформенной эпохой, коэффициент Джини Китая оценивается выше 0,45, что сопоставимо с показателями некоторых стран Латинской Америки и США.

Рост неравенства объясняется исчезновением государства всеобщего благосостояния и различиями между прибрежными и внутренними провинциями. Причем последний обременен более крупным государственным сектором. Некоторые западные ученые предположили, что возрождение государства всеобщего благосостояния и введение системы перераспределения подоходного налога необходимо для уменьшения неравенства, в то время как некоторые китайские экономисты предположили, что приватизация государственных монополий и распределение доходов среди населения может сократить неравенство.

Сбалансированное развитие в Китае

В первый период экономические преобразования в Китае осуществлялись по модели системного реформирования. К 1949 году экономическое развитие Китая было очень слабым, а структура экономики сильно различалась на региональном уровне, китайское правительство реализовало ряд программ сбалансированного развития в условиях относительно изолированного положения в мире на базе собственных сил и самообеспечения. При этом промышленное производство располагалось вдоль восточного побережья и в центральной территории, а имеющаяся ресурсная база – преимущественно в западной и центральной части, тогда как большая часть юго-запада, севера-запада и внутренней Монголии вообще не имели какой-либо инфраструктуры. Первоначально, были предприняты индустриальные программы развития тяжелой промышленности, при помощи СССР в 1949-1956 гг. были созданы базовые отрасли промышленности, проведена коллективизация сельского хозяйства и развернуто социалистическое строительство. В 1956 году Мао Дзэдун начал политику «большого скачка» и «коммунизации», позже провозглашена «культурная революция». К 1961-1962 гг. национальная экономика пришла в хаос и была напрочь дезорганизована – сказывалось влияние прошлых лет и отставание в экономическом развитии. В результате на фоне других преобразований в 1963-1965 годах проводился подход «перестройка, укрепление, обогащение и совершенствование» – корректировки экономической системы, рационализация промышленного строительства и развитие как прибрежных, так и внутренних регионов . В 1966 году был сформулирован «особый путь» Китая в построении государства и общественного устройства, в том числе отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей. К концу первого периода Китай достиг значительных успехов: создана индустриальная база, распределена промышленность, повысился уровень развития отдаленных районов. Вместе с тем, экономика медленно развивалась, ресурсоемкость экономики выросла, горизонтальные связи были неустойчивыми, уровень жизни населения радикально не улучшился.

Последствие преобразований

Многие ученые считают, что экономическое чудо Китая зависит от «китайской модели», является ошибочным и вводящим в заблуждение. Почему? Китай не является инновационной страной, его система имеет много недостатков. В модели развития Китая нет независимых инновационных технологий, существует проблема чрезмерной внешней зависимости.

Относительно серьезна поляризация между богатыми и бедными. Крупные могущественные семьи монополизируют основные отрасли промышленности и контролируют национальное богатство. Имеется огромное количество «голых чиновников», дети и другие родственники высокопоставленных чиновников иммигрируют за границу или иметь иностранные грин-карты.

Рост китайского экспорта

Наблюдается серьезный избыток производственных мощностей (в сталелитейной, угольной и металлургической отрасли), что приводит к потере денег большого количества предприятий.

Кроме того, китайские официальные лица и некоторые ученые в стране и за рубежом отмечают, что данные (показатели, преувеличивающие экономический рост) фальсифицировались в течение длительного времени. США утверждают, что правительство Китая предоставляет несправедливые и дискриминационные конкурентные преимущества китайским государственным предприятиям и частным компаниям.

С 21-го века китайское общество стало свидетелем:

  • отсутствия независимых технологий;
  • увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными;
  • больших различий в экономике разных регионов;
  • несбалансированного городского и сельского развития;
  • пузырей на рынке недвижимости;
  • инфляции;
  • сложностей с трудоустройством;
  • дорогим лечением;
  • дорогим жильем (многие городские жители проживают в плохих жилищных условиях и не могут позволить себе новое жилье, нет системы социального обеспечения);
  • хаосом в сфере общественной безопасности;
  • широко распространенной коррупцией, сговором между правительством и бизнесом.

В процессе экономического роста пренебрегалось развитие социальных начинаний (медицинское обслуживание, образование и культура). Другие серьезные проблемы связаны с экологической обстановкой, загрязнением окружающей среды. По выбросам парниковых газов Китай занимает первое место в мире.

Политические кампании в эпоху Си Цзиньпина утверждают, что они направлены на борьбу с коррупцией и чистку бюрократов, но внешний мир ставит под сомнение этот шаг как «избирательную борьбу с коррупцией» и борьбу за власть, а также «крупномасштабную чистку» от внутренних противников.

Типы экономического развития

Культурная революция в Китае с 1967 года нанесла тяжелый урон китайской экономике. Модель основана на приоритетности развития сельского хозяйства и жесткой системе центрального правительства. Промышленное производство сократилось. Страна столкнулась с серьезными социальными и экономическими проблемами. После 1976 года Китай изменил курс своего экономического развития. Китай изменил курс своего экономического развития.

С 1978 года она стала богатой демократической социалистической страной с доходом на душу населения, равным среднеразвитым странам мира.

С 1979 года Китай взял курс на переход к закрытой стране. Китай начал переход от закрытого к открытому обществу, опираясь на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга стала основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие, ориентированные на экспорт сборочные заводы.

Для стимулирования инвестиций правительство Китая создало 4 специальные экономические зоны — Шанхай, Чжухай, Шантод и Хайкоу, которые привлекли прямые иностранные инвестиции из Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 году было открыто четырнадцать прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили доступ к крупным внутренним рынкам Китая.

В 1985 году в Китае было открыто еще восемнадцать городов, в которых был избыток дешевой рабочей силы и которые являлись домом для базовых и обрабатывающих отраслей промышленности. Это означало перенос целых заводов и современных промышленных комплексов ТНК в эти регионы и модернизацию местных предприятий.

В 1986 году китайское правительство выпустило перечень из 22 нормативных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата. Для инвесторов были открыты специальные обменные пункты для покупки валюты и импортного сырья.

В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства Китая и 40% его экспорта.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика и вступили в силу нормативные акты по охране авторского права. Она увеличила инвестиции из Японии, Соединенных Штатов и Западной Европы.

С 1992 года Китай принимает меры по либерализации сектора услуг, создавая тем самым условия для вступления в ВТО. Это открыло ранее закрытые отрасли экономики: Недвижимость, Транспорт, Телекоммуникации, Розничная торговля и др.

В 1995 году был принят закон, разрешающий иностранным компаниям создавать холдинговые компании.

Китай постоянно предпринимает шаги по привлечению иностранных инвестиций. К ним относятся налоговые льготы, преференциальные импортные тарифы и смягченные правила найма и увольнения иностранных работников.

В целом, можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

  1. Переход от экономики пропитания, полупостоянства к плановой товарной экономике.
  2. переход от аграрного к индустриальному обществу.
  3. переход от закрытого общества к открытому обществу.
  4. Переход от общества «нравственных принципов» к обществу закона.

Начало пути. Деколлективизация

Неэффективность коллективного сельского хозяйства в Китае хорошо демонстрирует следующий пример. В декабре 1978 года, незадолго до начала экономических реформ, в деревне Сяоган (Xiagang) на востоке КНР крестьяне тайно заключили соглашение о разделении земли на индивидуальные участки. Они договорились распределять доходы пропорционально урожаю, собранному каждым из них. Участники обещали друг другу, что, если кто-то будет арестован за этот договор, остальные возьмут его детей на попечение. Объемы производства продукции в этой деревне в результате выросли в пять раз.

Деколлективизация является отличной иллюстрацией осторожного подхода. Необходимость реформы обсуждалась несколько лет

Сторонникам реформы приходилось убеждать остальных, обосновывая необходимость изменений мнениями самих крестьян, чему высшие чиновники уделили особое внимание. Реформа получила название «Программа ответственности домохозяйств»

Такое название не должно было вызвать протестов со стороны консервативного крыла Коммунистической партии.

Реформа предполагала распределение индивидуальных участков между фермерами. Согласно ряду оценок, только в течение первых трех лет реформа дала 60% прироста производительности в сельском хозяйстве. Но крестьяне не получили сразу полной свободы. Их обязали продавать часть продукции государству по низкой цене, что стало своего рода формой сельхозналога. Государство продавало эти продукты в городах по еще более низким ценам. Через какое-то время эта система была отменена.

Говоря о реформе ответственности домохозяйств, важно понимать, что она не была первым шагом в последовательном плане по либерализации, принятом правительством. Эта реформа скорее напоминала эксперимент

У нее было много приверженцев как среди руководителей КНР, так и среди простых крестьян. И когда реформа оказалось успешной, сторонники изменений в китайском правительстве получили аргументы для обоснования следующих шагов в сторону рынка.

Оцените статью