Реформы и перемены: Китай в 80-90-е годы xx века

Экономика Китая

[править] Ход реформ

На первом этапе (декабрь 1978 года — сентябрь 1984 года) реформ был выдвинут лозунг «Плановая экономика — основа. Рыночное регулирование — дополнение»

Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ)

Для второго этапа (октябрь 1984 года — декабрь 1991 года) характерно развёртывание реформ, использовался лозунг «плановая товарная экономика»

Центр тяжести переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном реформ, при этом главное внимание уделялось ценам. Реформы стали постепенно распространяться на социальную сферу, развитие науки, техники и образования

На третьем этапе (с начала 1992 года до 2002 года) под лозунгом «социалистической рыночной экономики» формировалась новая экономическая система, направленная на дальнейшее расширение и развитие рынка, создание управления предприятиями, а также формирование макрорегулирования и контроля со стороны государства на новой основе.

С 2003 года начался четвёртый этап реформ, который на 3-м пленуме ЦК КПК XVI созыва (9 октября 2003 года) был обозначен как «этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

[править] Примечания

  1. Главные особенности китайской политики реформ и открытости
  2. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  3. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  4. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  5. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  6. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  7. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)
  8. Полтерович В. М. Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2
  9. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)
  10. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  11. Полтерович В. М. Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2
  12. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  13. Полтерович В. М. Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2
  14. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  15. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  16. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  17. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  18. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  19. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  20. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  21. Экономические реформы в Китае
  22. Экономические реформы в Китае
  23. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  24. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  25. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  26. Романова Г. Н. Экономические реформы в Китае: их отличие от реформирования в России // Россия и АТР, 2008, № 4
  27. Романова Г. Н. Экономические реформы в Китае: их отличие от реформирования в России // Россия и АТР, 2008, № 4
  28. Романова Г. Н. Экономические реформы в Китае: их отличие от реформирования в России // Россия и АТР, 2008, № 4
  29. Романова Г. Н. Экономические реформы в Китае: их отличие от реформирования в России // Россия и АТР, 2008, № 4
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год • 1902 год • 1903 год • 1904 год • 1905 год • 1906 год • 1907 год • 1908 год • 1909 год
1910-е годы  1910 год • 1911 год • 1912 год • 1913 год • 1914 год • 1915 год • 1916 год • 1917 год • 1918 год • 1919 год
1920-е годы  1920 год • 1921 год • 1922 год • 1923 год • 1924 год • 1925 год • 1926 год • 1927 год • 1928 год • 1929 год
1930-е годы  1930 год • 1931 год • 1932 год • 1933 год • 1934 год • 1935 год • 1936 год • 1937 год • 1938 год • 1939 год
1940-е годы  1940 год • 1941 год • 1942 год • 1943 год • 1944 год • 1945 год • 1946 год • 1947 год • 1948 год • 1949 год
1950-е годы  1950 год • 1951 год • 1952 год • 1953 год • 1954 год • 1955 год • 1956 год • 1957 год • 1958 год • 1959 год
1960-е годы  1960 год • 1961 год • 1962 год • 1963 год • 1964 год • 1965 год • 1966 год • 1967 год • 1968 год • 1969 год
1970-е годы  1970 год • 1971 год • 1972 год • 1973 год • 1974 год • 1975 год • 1976 год • 1977 год • 1978 год • 1979 год
1980-е годы  1980 год • 1981 год • 1982 год • 1983 год • 1984 год • 1985 год • 1986 год • 1987 год • 1988 год • 1989 год
1990-е годы  1990 год • 1991 год • 1992 год • 1993 год • 1994 год • 1995 год • 1996 год • 1997 год • 1998 год • 1999 год
2000-е годы  2000 год • 2001 год • 2002 год • 2003 год • 2004 год • 2005 год • 2006 год • 2007 год • 2008 год • 2009 год
2010-е годы  2010 год • 2011 год • 2012 год • 2013 год • 2014 год • 2015 год • 2016 год • 2017 год • 2018 год • 2019 год
Темы  Реформы с 1978 года • Либерализация цен

Жить стало лучше

Параллельно с этим повышался рост доходов населения, что отражалось на уровне политической стабильности в Тайване, это в том числе послужило одним из факторов постепенного сворачивания авторитарного режима правления и появления выборов и оппозиционных партий.

Во многом активному росту экономики Тайваня способствовали экспортоориентированность и открытость, однако, обратной стороной стало чрезмерное восприятие к мировым экономическим потрясениям. Так, случившийся в 1973 году нефтяной кризис серьезно сказался на экспортоориентированной экономике, и если бы не меры государственной поддержки и субсидирования, то страна могла бы впасть в рецессию. Несмотря на кризисные времена, Тайвань демонстрировал уверенный рост в среднем в 7.3 % ВВП в период с 80-90-е гг. ХХ в.

В 1992 году показатель подушевого ВНП приблизился к отметке в 10 тыс. $, что сопоставимо с уровнем развитых государств. Также стоит отметить факт того, что бурный экономический рост не привел к жесткому социальному расслоению «богатые богатеют, бедные беднеют», а, напротив, улучшил ситуацию.

Как Тайвань стал «анти-Китаем»

Основы будущего экономического чуда Тайваня заложили ещё в 1895 году. Тогда после китайско-японской войны остров «навечно» перешёл к Японии (последняя благодаря этому стала единственной неевропейской колониальной державой в Азии).

Именно Япония первой разглядела бизнес-потенциал Тайваня: начала строить железные дороги, фабрики, заводы и оборонные предприятия. Индустриализация сыграла на руку, когда остров по итогам Второй мировой вновь вошёл в состав Китайской Республики — и вскоре туда хлынули переселенцы, эвакуированные после того, как на материке установилась коммунистическая власть.

«После поражения националистического режима Гоминьдан* в гражданской войне в Китае в 1950-м, сторонники режима эвакуировались на Тайвань и прилегающие острова, так называемая Китайская Республика получила полную поддержку и покровительство США, включая военную поддержку, претендовала на свою юрисдикцию на весь материковый Китай. Таким образом, Тайвань выступал в роли «анти-Китая» и «витрины капитализма»», — рассказал «Секрету» Сергей Зайнуллин, доцент экономического факультета РУДН.

Этапы реформ

Первый этап обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, прошедшего18—22 декабря 1978 года, и охватил 1979—1984 годы. Первая часть экономической реформы задела учреждение систем семейных подрядов в аграрном секторе, пришедшим на смену распущенным «коммунам», «малым» и «большим» бригадам. Хемля вне городов объявлялась собственностью «коллектива сельских жителей». Так сохранение коллективной собственности позволило провозгласить подворный подряд в русле социалистической экономики.

В большинстве секторов роль правительства сократилась, руководители получили больше управленческих полномочий, поощрялось доходное производство, выросла роль частного сектора, эксперименты с формами владения проходили и в государственном секторе. Ослабло давление на внешнюю торговлю, а объединение предприятий с зарубежными фирмами поощрялись как первоисточник технологий и иностранной валюты. С увеличением стимулов, доходов, роста в сфере услуг и расцвета промышленного сектора в Китайской Народной Республике начали проявляться черты общества потребления.

Во внешней политике внедрялась «политика открытых дверей», согласно которой в КНР были разрешены международная торговля и иностранные инвестиции. В этом большую роль играла китайская диаспора. Эти инициативы подняли уровень жизни китайского населения и позволили позже поддержать сложные реформы.

Однако движение к рынку было сложным, и к 1987 году завершение перехода было далёко. Снижение ограничений на активность облегчило некоторые застойные экономические трудности Китая, но дало толчок к появлению новых проблем. Инфляция стала проблемой впервые с 1950-х годов. Вместе с возможностями извлечения прибылей появились растущее неравенство и новые соблазны для совершения преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими китайцами как «духовное осквернение». Государство контролировало крупнейшие несельскохозяйственные предприятия, и всё ещё часть отраслей руководствовалась, главным образом, центральным планированием.

В конце 1980-х годов китайская экономика представляла собой смешанную систему. Было нельзя характеризовать её как плановую экономику, но нельзя и как рыночную

Руководство придерживалось расширения программы реформ, как залога экономического роста, но оно было вынуждено сосредоточить свое внимание на ключевых аспектах (на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить политического недовольства. В связи с этими обстоятельствами, разные силы руководства действовали друг против друга, порождая «разногласия»

Экономика не так сильно контролировалась планированием из-за рыночной отрасли. Одновременно рынок не мог эффективно работать, поскольку многие товары находились под контролем государства и большинство цен сдерживались правительством.

Несмотря на взрыв 1980-х годов, китайская экономика разделяла множество основных черт с экономиками развивающихся стран. В 1986 году валовой национальный продукт на душу населения составлял около $228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.

Развитие легкой промышленности

После успеха аграрной реформы страна начала развитие легкой промышленности. Особенностью развития стало ее экспортоориентированность, основными рынками сбыта были США и Япония, со страной восходящего солнца остались прежние логистические цепочки поставок, поэтому, налаживать экспорт было проще. Также страна вкладывала большое количество средств в образование, поощряя учебу специалистов за рубежом.

Однако, учитывая сложившуюся на тот период политическую ситуацию в регионе, а именно, перманентная угроза войны с материковым Китаем, можно сказать, что военная помощь также способствовала развитию экономики, ведь если бы ее не было, пришлось бы тратить сопоставимые суммы, но уже из собственного бюджета.

Заручившись финансовой поддержкой Соединенных Штатов, правительство Гоминьдана продолжило осуществление экономических реформ. Так, в 60-х годах был создана «Корпорация развития Китая», которая поощряла развитие мелкого и среднего предпринимательства, вложив более 1.8 млрд. $, и это сыграло существенную роль в формировании частного капитала. В 1959 году иностранным банкам было разрешено открывать свои филиалы в стране, что также способствовало росту экономического развития.

[править] Характеристика реформ

Динамика темпов роста реального ВВП Китая в 1977—2012 годах, в % за год

Стратегия китайских реформаторов при переходе от плановой экономики к рыночной опиралась на нестандартные промежуточные институты — дуальную либерализацию цен и муниципальные предприятия — неэффективные в развитой экономике, но хорошо приспособленные для китайских условий. Используя более стандартный институт — специальную экономическую зону, они, экспериментируя, тщательно подбирали подходящие для Китая правила внешней торговли. Старые институты не разрушались мгновенно, а постепенно вытеснялись новыми. Был сохранён жёсткий контроль над рынками капитала. Градуалистский подход позволил не вкладывать сразу слишком много ресурсов в институциональное строительство, сократить издержки адаптации, избежать институциональных дисфункций. Промежуточные институты не требовали резких изменений технологии или массовой культуры, напротив, они сами способствовали их эволюции в нужном направлении.

Китайские реформаторы тщательно соблюдали требование компенсации потерь (яркими примерами этого являются реформа рынка труда или отмена планового обменного курса), добившись того, что в процессе реформ выигрывали все основные слои населения. Благодаря перечисленным обстоятельствам, жёсткому государственному контролю и правильному выбору последовательности реформ (сначала либерализация цен, потом — либерализация внешней торговли и лишь затем — приватизация) удалось сдержать перераспределительную активность в приемлемых рамках и избежать институциональных ловушек.

Политическая стабильность и неизменность экономического курса, активная и успешная государственная политика стимулирования роста, массовые обсуждения проектов и результатов реформ способствовали формированию благоприятных институциональных ожиданий, хорошего инвестиционного климата, привлечению внешних инвесторов.

Налаживание производства стали в Китае

Основной проблемой Китая в послевоенные годы Мао Цзэдун считал неразвитое производство стали. За время «Большого скачка» эту ситуацию планировали решить за счёт привлечения к производству стали простых крестьян. Согласно плану, уже к 1963 году Китай должен был производить 100 миллионов тонн стали в год. А не 10 миллионов тонн, как это было в 1957 году. КПК во главе с Мао провела масштабную агитационную компанию. Все китайцы как один принялись выплавлять сталь. Индустриализация в Китае началась с повсеместной организации плавильных цехов.

У вчерашних земледельцев, вдруг ставших сталеварами, не было должного опыта в выплавке металлов. А учить их никто не собирался, да и не до того было. Крестьяне были вынуждены сами постигать азы этого непростого мастерства. Многие калечились на производстве из-за раскалённого металла. К тому же, работники были вынуждены использовать собственные домашние печи или сооружать очаги на своём дворе, лишь бы выполнить план по производству стали. Однако вместо стали у крестьян в Китае выходил лишь хрупкий чугун. Чтобы превратить его в сталь, требовалась дополнительная обработка. Тот металл, что был произведён кустарным способом, крестьяне использовали на свои нужды, делая из него инструменты. Но их едва хватало на пару месяцев работы. Быстро стало понятно, что партия где-то просчиталась.

Правительство просто не учло, что производство высококачественной стали, могущей обеспечить подъём экономики Китая, возможно было только на специальном оборудовании. Но никак не в самодельных печках, отапливаемых дровами. Да, поначалу к Мао Цзэдуну поступали весьма обнадёживающие сведения. За первый год «Большого скачка» производство стали выросло аж на 45%, а ещё через год — на 30%. Однако за сталь выдавали низкосортный чугун. Главы коммун вполне справедливо опасались гнева вождя за невыполненный план, поэтому подтасовывали факты. В результате экономика Китая понесла убытки в виде двух миллиардов юаней. Но, к сожалению, это были ещё не самые огромные потери.

Пропагандистский плакат с текстом: «Сталь — основа скачка во всех направлениях»

Показатели «экономического чуда» КНР

В 2005 году частный сектор впервые превысил 70% ВВП и с тех пор продолжает расти. В том же году Китай также впервые превзошел Японию как крупнейшую экономическую державу в Азии. Однако некоторые государственные монополии, особенно в нефтяном и банковском секторах, сохранились.

Государственные субсидии и контроль над здравоохранением были ужесточены, приватизация остановлена, а денежно-кредитная политика ослаблена. Подобно ситуации в США, это привело к пузырю на рынке недвижимости. Вновь созданная администрация отдавала предпочтение государственному сектору, когда дело касалось государственных инвестиций, и теперь крупные отечественные компании могли конкурировать с иностранными конкурентами.

Дэн Сяопин и его преемники-реформаторы выдержали нападки со стороны внутренних консерваторов и преуспели в проведении реформ и открытости – одного из краеугольных камней политики КНР и необратимом введении Китая в мировую экономику и тесно с ней интегрированную.

Китай быстро продвигается по пути индустриализации, становясь мировой фабрикой, важной страной-производителем в мире и крупнейшим потребительским рынком в мире

С 1978 года по настоящее время КНР превратилась из изолированной страны с 200 миллионами человек, живущими за чертой бедности, в процветающую и вторую по величине экономику в мире с активным рынком. С населением 1,4 миллиарда человек, ВВП на душу населения в размере 12 551 доллар США, достиг уровня дохода страны выше среднего, а также значительного повышения международного статуса и военной мощи. Китай стал незаменимым и важным игроком в международном сообществе. После 40 лет реформ и открытости значительно возросла национальная мощь страны.

Аграрная реформа

Экономическое же развитие страны началось с проведения аграрной реформы в 1953 году. Земля была выкуплена у крупных землевладельцев и роздана мелким для обеспечения правила «каждому пахарю свое поле». Это позволило запустить толчок в развитии аграрной промышленности, который способствовал формированию среднего класса – фермеров.

Если до 1961 года США признавали только один Китай – Китайскую Республику (Тайвань), то после усугубления советско-китайского раскола, Белый дом стал налаживать связи в том числе и КНР, играя в противовес интересам СССР в Азии. Безусловно, это не означало, что Вашингтон в одночасье прекратил поддержку Тайваня, однако, это был четкий сигнал – на одной американской поддержке, которая, к тому же, в перспективе может скоро иссякнуть, нельзя построить хорошее будущее, нужно вкладываться в развитие экономики и строить мощное государство.

Общая характеристика реформ

Реформы начались в 1978 по инициативе прагматического крыла Коммунистической партии Китая, возглавленного Дэном Сяопином, и продолжаются до сих пор. Реформаторы поставили цель создания такой прибавочной стоимости, которая была бы достаточна для финансирования модернизации экономики, находившейся на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и правления Мао Цзэдуна. Первоочередными задачами были решение вопроса мотивации рабочих и ликвидация экономических диспропорций.

Экономические реформы включали несколько этапов. Они не были частью теоретических построений, а являлись выверенным ответом на насущные проблемы.

Статья: Китай в период реформ 80-90 годов XX века

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Реформы привели к экономическому росту и изменили жизнь сотен миллионов китайцев. Более 850 миллионов человек были избавлены от нищеты.

В 1995—2009 годах ВВП Китая в среднем ежегодно рос на 10 %.

На Западе реформы в Китае воспринимались как переход к капитализму, однако, китайское правительство, избегая идеологических противоречий и вопросов о легитимности, утверждает, что это лишь форма социализма. Оно не отрицает, что применяет экономические меры, использующиеся в капиталистических странах

Это противоречие Дэн Сяопин объяснил знаменитой фразой: «Неважно, какой цвет у кошка — главное, что она ловит мышей», и цитатой из Маркса, что практика является главным критерием истины

Некоторые авторы обратили внимание на внутрикитайские источники экономических практик реформаторов

Как все начиналось

Начать историю бурного успеха данного государства стоит с периода, когда остров находился под японской оккупацией, потому что именно в это время были заложены основы будущего успеха Тайваня. Японская оккупация началась в 1895 года, когда остров перешел под власть Японии по итогам Симоносекского мирного договора.

Сначала политика оккупационных японских властей была больше сконцентрирована на борьбе с партизанами, то уже к началу 20 века, она была пересмотрена. Япония начала инвестировать в развитие новой территории, начали строиться первые железные дороги, фабрики и заводы, а с началом Второй мировой войны стали строиться в том числе и оборонные предприятия.

Современная история Тайваня начинается в 1949 году, когда проигравший в гражданской войне в Китае (1927-1949) Чан Кайши вынужден был отступить с материка на единственную подконтрольную территорию – остров Тайвань. Политический строй долгое время, вплоть до 1988 года представлял собой военную диктатуру, с несогласными жестоко расправлялись, подавляя любые восстания. Данные действия ныне осуждаются правительством, современные власти признают, что репрессии не были оправданы.

Эра электроники

В конце 80-х начале 90-х Тайвань стал активно развивать электронную промышленность. Помимо этого, государством была продемонстрирована поразительная скорость перестройки экономики с промышленности на высокие технологии.

Стоит отметить наиболее крупных производителей в области электронной продукции Тайваня. Это TSMC, крупнейший производитель микросхем с общей долей мирового рынка в 52%, MediaTek Inc., крупнейший производитель чипсетов для смартфонов, с общей долей на мировом рынке в 32%, United Microelectronics Corporation, третий в мире по объему производства полупроводниковых схем, Pegatron, крупнейшая фирма по проектированию и производству готовых компьютеров и, конечно, Foxconn, крупнейшая, как по численности так и по объемам производства контрактной электронной продукции, штат сотрудников составляет суммарно около 1 млн. человек, 800 тыс. работают непосредственно в Тайване.

Оцените статью