Китай: путь к смешанной экономике

Экономика Китая

Меры по рестабилизации экономики КНР (1979–1982 гг.)

ВВПКитая (1982 год): 283,93 млрд. долларов США

  • Реинвестирование в потребительские отрасли тяжелой промышленности.
  • Реформирование сельскохозяйственной политики, стимулирование более высокой рентабельности и производительности.
  • Либерализация промышленных компаний, разрешение менеджерам экспериментировать в методах производства, предлагая бонусы для повышения производительности.
  • Реформирование финансовой политики государственных предприятий. Прибыль реинвестируется в компании, тогда как до этого она передавалась центральному правительству. Таким образом стимулируется более высокая производительность.

Центральные органы власти

В 70-х ведущую роль в партии занял Сяопин, и упраздненные в период реформаций, получивших название «Культурная революция», прежние центральные органы власти были восстановлены. Контроль над ними осуществляет КПК.

Высший орган руководства, утверждающий все изменения конституции, — Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. Он созывается ЦК раз в 5 лет.

https://youtube.com/watch?v=pDQMPOUQjqk

  • Постоянный комитет партии;
  • Секретариат ЦК;
  • Политбюро;
  • Центральный военный совет.

В его обязанности входит избрание Политбюро и следующего генерального секретаря партии из текущего состава Постоянного комитета. Съезд партии служит для официального обнародования политического и экономического курсов страны на ближайшее время.

К центральным органам относят так же Канцелярию ЦК, отвечающую за решение административных вопросов, Центральную дисциплинарную комиссию, борющуюся с экономическими преступлениями внутри руководящих органов, Юридическую комиссию и отдел безопасности КПК — охрана членов партии.

История вопроса

С точки зрения построения теоретических моделей интеллектуальным предшественником идеи «двойной циркуляции» является экономическая модель, применяемая со времен политики реформ и открытости Дэн Сяопина. Для описания данной модели в 1988 г. китайский исследователь Ван Цянь (Wang Jian) ввел в оборот термин «международная циркуляция», описывая экспортно-ориентированную модель экономического роста, которая позволяет Китаю использовать преимущества дешевой рабочей силы в глобальных производственных цепочках. Вплоть до начала 2000-х гг. данный подход был одним из приоритетных принципов планирования экономики Китая. Затем ситуация стала меняться. Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. показал уязвимость экспортно-ориентированных моделей развития, подтолкнув правительство Китая к мысли о необходимости ребалансировки применяемых методов экономического роста, в том числе и за счет повышения внутреннего спроса и потребления. Таким образом, были сформированы предпосылки для начала разработки новых моделей роста, одна из которых позднее получила название «внутренней циркуляции».

В ряде азиатских СМИ указывается, что автором стратегии «двойной циркуляции» является вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ, главный экономический советник и один из ближайших доверенных лиц председателя КНР Си Цзиньпина, который кроме прочего представляет Китай в торговых переговорах с США. Лю Хэ проявил себя как блестящий экономист, еще работая вместе с премьером Вэнь Цзябао над программой восстановления китайской экономики после мирового кризиса 2008 г.

Разработчик стратегии «двойной циркуляции» является сторонником финансовых и экономических реформ, выступающим за либерализацию китайского внутреннего рынка. После прихода к власти Си Цзиньпина, с которым Лю Хэ был знаком с юности, будущий вице-премьер стал известен широкой публике как идеолог и организатор реформ Си Цзиньпина по сокращению избыточных производственных мощностей и выводу излишних экономических ресурсов государства из низкоприбыльных отраслей экономики.

К середине своего второго срока нахождения во главе государства Си Цзиньпин стал переориентировать развитие Китая с инвестиций в сухопутную и морскую зарубежную инфраструктуру на достижение внутренней технологической самодостаточности. Тем самым КНР демонстрировала способность использовать накопленные государственные и частные ресурсы для осуществления глобальных изменений.

Как работает социалистическая рыночная экономика Северной Кореи

Северная Корея – самое тоталитарное государство в мире – является еще одним ярким примером социалистической экономики. Как и Куба, Северная Корея имеет почти полностью контролируемую государством экономику с аналогичными социальными программами с кубинскими. В Северной Корее тоже нет биржи.

Примерно в середине 1975 года Северная Корея была лучше образована и производительнее Китая (исходя из международной торговли на душу населения).Однако экономическая и социальная ситуация в Северной Корее была нестабильной, поскольку в период с 1994 по 1998 год в стране обрушился массовый голод.

Сегодня многие мировые державы прекратили помощь и торговлю с Северной Кореей из-за многочисленных обвинений тоталитарного правительства в нарушении прав человека.Эти санкции со стороны других мировых держав существенно ограничили экономическое развитие северокорейской экономики.

Помимо проблем, связанных с династическим правлением в Северной Корее, которое мешает стране стать самостоятельной, кампания «политики, ориентированной на военные», также ложится тяжелым бременем на экономику.

Единственным внешнеторговым партнером Северной Кореи является Китай, и в этом бизнесе доминируют посредники, которые являются посредниками в сделках между китайскими компаниями и корейскими фирмами. Это полностью закрыло Северную Корею почти на всех фронтах.

По оценкам ООН, в мае 2019 года 10 миллионов северокорейцев столкнулись с серьезной нехваткой продовольствия. Предполагается, что более 43% населения недоедают.

Специфика процесса разгосударствления и приватизации собственности

В числе слагаемых «социализма с китайской спецификой» состоящая из различных по формам собственности типов хозяйств экономическая структура является, пожалуй, первым и главным слагаемым. И это не только дань теоретическим заключениям, но и отправная точка практической реальности Китая, которая заставляет исследование любого экономического вопроса (будь то эффективность производства, управление, способы вознаграждения и т. п.) проводить самостоятельно в рамках каждого из неодинаково функционирующих секторов народного хозяйства, предприятия которых еще до принятия каких бы то ни было решений или постановлений властей стали возникать по всей стране с конца 70-х годов. В этот же период развернулись широкие дискуссии по поводу необходимости и целесообразности развития в КНР разнообразных по формам собственности типов хозяйств. В первую очередь различия во мнениях ученых касались признания самого факта необходимости развития многоукладности. На начальном этапе проведения реформ осуществлялось перераспределение прав собственности между государством и хозяйствующими субъектами в пользу последних, но без распределения главных правомочий, связанных с экономической властью. В результате хозяйствующие субъекты получали благоприятные условия для хозяйствования, а не торговли средствами производства, ресурсами. Вместе с тем государство (на последующих этапах реформы) дало возможность для возникновения новых (альтернативных) форм собственности

Существенно важной особенностью китайского опыта было то, что предприятия альтернативных форм собственности возникали не за счет конверсии государственного имущества, а за счет альтернативных источников инвестиций. Целью реформ в Китае (в том числе и в области собственности) были рост производства товаров и услуг, увеличение инвестиций, в том числе и иностранных, а не простая смена форм собственности и перераспределение экономической власти

Мнения о том, какие хозяйственные уклады появились в экономике КНР, также были различны, но с теми или иными вариациями уже в начале 80-х годов реально фиксировались следующие типы хозяйств: 1.Общенародная (государственная) собственность. 2. Коллективная собственность. 3. Единоличная собственность. 4. Госкапиталистическая собственность: а) предприятия, основанные на государственном и иностранном капитале; б) предприятия, основанные на государственном и капитале бывших национально-буржуазных элементов; в) предприятия, основанные на государственном и капитале новых частников, хозяйства которых выросли из недавних единоличных до параметров капиталистических. 5. Объединенные (смешанные) хозяйства, дающие самое большое число разновидностей в зависимости от того, представители каких форм собственности в них участвуют. Среди них различались предприятия, в которых объединены: а) общенародная и коллективная собственность; б) общенародная и частная (единоличная) собственность; в) коллективная и частная (единоличная) собственность; г) различные коллективные собственники. (Поскольку варианты объединений могут быть самыми разнообразными, форма объединенных хозяйств являлась одной из самых богатых по ассортименту и самых динамичных.) 6. Инвестиционные компании, или акционерные предприятия: а) основателем акционерной компании выступает государство; б) концентрируется капитал частников. (Акционерная форма также принимала весьма многообразные виды, а потому началось обсуждение ее сущности и допустимости, широкого использования в социалистической экономике.) 7. Частнокапиталистическая экономика: а) предприятия иностранного капитала; б) предприятия, основанные на капитале хуацяо, главным образом из Гонконга и Макао; в) китайские предприятия, вырастающие из единоличных хозяйств и по своим параметрам явно требующие отнесения их к категории частных или частнокапиталистических. Несомненно, что это довольно условная схема. В ходе реформы многое менялось с необычайной быстротой, существовало много переходных форм, и, как отмечалось, порой даже ГСУ КНР не в состоянии в точности сказать, какие типы хозяйств по формам собственности существуют в стране и сколько их.

Руководители

С зарождения и до 1943 года главной должностью в партии являлся генеральный секретарь. После прихода к власти Мао Цзэдуна система была реформирована, и ведущую роль стал играть председатель Политбюро центрального комитета. Мао был лидером вплоть до своей смерти в 1976 году, он занимал самые разнообразные посты в правительстве Китая, но всегда оставался самым влиятельной персоной в политике Китая.

В 1980 была восстановлена должность генерального секретаря. С тех пор именно он является первым лицом государства и отвечает за ее внешнюю и внутреннюю политику. С 2012 года в этой роли выступает Си Цзиньпин, на последнем пленуме 16 года получивший звание «руководящего ядра».

Государство против IT. Си против Ма

Если вы когда-то были в Китае, то наверное знаете, что там практически нет оплаты картой в привычном нам понимании. И возможно вы знаете, что местные банки — это просто ад. Представьте Сбербанк нулевых годов — это будет практически любой банк страны. Банковскую карту каждый житель Китая конечно имеет. Но сразу после получения он один раз вводит с нее данные в две основные платежные системы и забрасывает куда-нибудь в темный угол. Дальше все происходит путем оплаты по qr-кодам. Такой qr-код есть у каждого жителя Китая или магазина. Ali-pay, или же Zhifubao стал основным шлюзом для оплаты всего в стране. Сумма платежей, проходящая через Ant Group в год составляет примерно $20 трлн., что сопоставимо с ВВП США. А в какой-то момент компания Джека Ма добавила еще и возможность получения бытовых кредитов прямо через приложение.

В конце октября 2020 года, основатель Alibaba и основной акционер Ant Group Джек Ма, выступая в Шанхае, заявил, что фокус китайских чиновников на «предотвращении системных финансовых рисков» устарел, международное банковское регулирование, «придуманное стариками», не подходит молодому рынку КНР, а банки должны отказаться от «психологии ломбарда».

Вскоре на Alibaba Group Holding был наложен рекордный штраф в 18 млрд юаней (примерно 2,8 млрд долларов) за злостное нарушение антимонопольного законодательства, а спустя всего двое суток, руководству финтех Ant Group в ультимативной форме было предложено произвести реструктуризацию и переоформиться в финансовый холдинг со всеми вытекающими из этого неприятными организационными и экономическими последствиями, прежде всего с перспективой резкого ужесточения нормативных требований, как к банку.

После этого правительство стало добираться и до других крупных IT гигантов поднебесной. Именно поэтому со второй половины 2020 года китайские регуляторы начали активно вмешиваться в дела ведущих технологических компаний страны, что уже привело к снижению их капитализации почти на $2 трлн. 12 июля стало известно, что владелец TikTok компания ByteDance отложила планы по выходу на биржу на неопределенный срок после «доверительного» общения с представителями Народного банка Китая.

Правительство Китая недвусмысленно показало, что оно может и будет «придавливать» китайские IT компании, если они будут пытаться забраться слишком высоко, пусть и в ущерб развитию страны.

«Большой скачок»

В конце 1957 года Мао Дзедун решил сделать конкретные шаги по укреплению социалистической власти и подъему Китайской экономики. Эти годы с 1958-1962 гг., были названы «большим скачком» и принесли много слез и горя китайцам. В чем же заключалась суть планов Великого кормчего:

  • создание кустарных доменных печей для переработки стали;
  • уничтожение китайцами мух, птиц, крыс, насекомых;
  • увеличение поставок зерна в зернохранилища государства за счет крестьян.

В то время Китай был полностью аграрной страной, мобилизация крестьян на строительство и работу на доменных печах существенно подорвало сельское хозяйство. Люди работали и в поле и на производстве, в итоге пострадал урожай. От выплавки металла в 700 тысячах выстроенных на скорую руку печах, ничего не получилось, металл был низкого качества. Экономические убытки составили 2 млрд. юаней.

Истребляя воробьев китайцы переусердствовали, погибло около 2 млрд. птиц, что привело к нарушению экологии, появилось множество саранчи, окончательно уничтожавших остатки урожая.

Крестьяне остались совсем без ничего сдав требуемую долю в закрома государства, за несколько лет погибло от голода и болезней более 45 миллионов китайцев.

Проблемы и прогноз экономического развития Китая

Основные проблемы экономического развития Китая следующие:

  1. Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения — недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.
  2. Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику очень непросто.
  3. Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.
  4. Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества.
  5. Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.
  6. Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста.
  7. Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего.
  8. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров.
  9. Проблемы использования иностранного капитала:
  • процесс передачи передовых иностранных технологий при импорте иностранного капитала остается неудовлетворительным. В результате Китай теряет весомую часть своего внутреннего рынка, не приобретая взамен ожидаемых качественных технологий;
  • структура прямых инвестиций совместных предприятий зачастую оказывается неприемлемой. Объем инвестиций в передовые отрасли остается низким. Как правило, прямые иностранные инвестиции идут в традиционные отрасли экономики, не способствуя развитию передовых отраслей;
  • финансовому рынку Китая сложно противостоять давлению со стороны международного капитала. Количество вкладов в большинстве китайских банков остается весьма скромным. Поэтому сравнительно велики финансовые риски. При относительной неразвитости отечественного финансового рынка крупные перемещения иностранных инвестиций способны вызывать финансовые потрясения.

Стратегической целью является проведение всесторонней социалистической модернизации. Китай должен превратиться в главную экономическую державу мира, выйти на 1-е место в мире по объему ВВП, а по уровню жизни достичь стандартов среднеразвитых индустриальных стран Европы.

На первом этапе (2011 -2030 гг.) ВВП Китая будет ежегодно возрастать примерно на 6%, к 2030 г. общий объем ВВП может достичь 60 трлн юаней, или 40 тыс. юаней на 1 чел. К этому времени процесс индустриализации будет окончательно завершен, в большинстве регионов страны будут заложены основы информационной экономики, уровень научных технологий достигнет передовых мировых показателей, а уровень жизни части регионов — передового мирового уровня.

На следующем этапе Китай займет 2-е место в мире по объему ВВП (в пересчете по официальному обменному курсу) и 1-е место в мире в пересчете по реальной покупательной способности.

На третьем этапе (2031-2050 гг.) ежегодные темпы прироста ВВП составят около 4%, а к 2050 г. общий объем ВВП составит 150 трлн юаней, в ВВП на душу населения — около 100 тыс. юаней. Китай займет 2-е место в мире по объему производства (в пересчете по официальному обменному курсу валют) и в несколько раз превзойдет США при пересчете ВВП по реальной покупательной способности.

Доля капиталовложений в ВВП составит 26-28% в год. Доля городского населения составит 65%. Объем внешней торговли составит $6,5 млрд. Уровень потребления будет возрастать ежегодно на 6%, достигнув 25 тыс. юаней на человека. Раз­рыв доходов сельского и городского населения: 1:1,5. Количество населения достигнет 1,53 млрд чел. Осуществится переход на 12-летнее обязательное всеобщее образование. Затраты на образование составят 6% от ВВП.

Предполагается, что максимального количества китайское население достигнет в 2030-е гг.: до 1,5-1,6 млрд чел. После этого население страны начнет сокращаться из-за падения рождаемости. В таком случае в 2050 г. можно ожидать, что население Китая составит 1,42-1,54 млрд чел.

Если предположить, что население Китая составит 1,48 млрд человек, то в 2050 г. ВВП на душу населения составит $91 тыс.

Итоги

ВВП Китая (2018): 13 457,27 млрд. долларов США

Примерно за 40 лет реформирования Китай практически полностью прошел путь с нуля до вершины экономического развития. Темпы роста китайской экономики до сих пор остаются беспрецедентными (и Китай все еще числится в списке развивающихся стран).

Следовательно, очень трудно предсказать все фундаментальные проблемы , которые могли и еще могут вызвать эти быстрые изменения в экономике и социальной жизни.

Эти тенденции в совокупности могут уже к 2065 году вернуть численность населения страны к уровню начала 90-х годов (1,17 миллиарда человек). Нехватка рабочей силы может существенно затормозить дальнейшее развитие страны.

К тому же с каждым годом становятся все более очевидны такие проблемы, как инфляция и неравенство в благосостоянии.

Однако Китай показал, как можно быстро поставить свою экономику “на новые рельсы” и даже выйти на передний план мировой арены . Эти уроки ценны для других развивающихся стран.

В прошедшем 2018 году рост ВВП Китая (6,4% в годовом выражении) стал самым низким за последние 28 лет. Причины этого эксперты видят в ослаблении инвестиций и потребления, а также т орговых войнах с США .

Однако власти Китая продолжают активно стимулировать экономический рост: они объявили о снижении налогов, мерах поддержки малого бизнеса и увеличении инфраструктурных инвестиций.

Современная экономика Китая заслуженно считается одной из самых развитых на планете. КНР уверенно занимает 2-е место в общемировом рейтинге, уступая лишь США.

Оцените статью