История Китая: от древности до современности

Китайское экономическое чудо – институт развития социально-экономических проектов и инициатив Экономика Китая

Реформы Дэн Сяопина

В отличие от многих других стран, в КНР провинившихся государственных служащих редко осуждали на большие тюремные сроки и приговаривали к смертной казни. Вместо этого их формально оставляли в должности, но отправляли под домашний арест в отдаленные провинции Китая. Благодаря этой особенности удалось выжить главному китайскому реформатору – Дэн Сяопину, который смог осуществить качественный переход Китая на новый уровень экономического развития.

В отличие от западного подхода методов «шоковой терапии» в КНР избрали другой путь. Его можно выразить в формулировке «нащупывая камни, перебираться через реку». Реформы производились постепенно, сперва проходили апробирование в различных провинциях Китая, и уже потом, в случае успеха, внедрялись в масштабе всей страны.

Аграрная реформа 1979-1981 гг.
Первой стала аграрная реформа, суть которой заключалась в резком увеличении закупочной стоимости зерна на 40-50% государством, с внедрением рыночных механизмов для крестьянских хозяйств. Колхозы стали постепенно заменять так называемые «семейные подряды», а крестьяне получали возможность продавать продукцию, произведенную сверх плана на частных рынках, оставляя весь доход себе. Помимо этого появился доступ к новым сельскохозяйственным технологиям, а государство активно субсидировало использование удобрений. В результате этих изменений повысилась урожайность, а также уровень благосостояния крестьян. Также это позволило обеспечить рост доли сельхозпродукции в ВВП на 9% в год.

Реформа предприятий
Метод внедрения большей экономической свободы также был распространен и на предприятия. Это стимулировало заводы выпускать продукцию сверх плана, так как ее можно было реализовать на свободном рынке. Подобные меры позволили решить вопрос с низкой заинтересованностью предприятий в выпуске большего числа продукции.

Создание ПВП
Важным нововведением стало создание поселково-волостных предприятий (ПВП). Основная цель для таких предприятий – массовое производство товаров широкого потребления для насыщения внутренних рынков. Помимо этого, внедрение ПВП позволило обеспечить новые трудовые места. За 20 лет внедрения таких предприятий, занятость населения в них выросла с 28 млн. до 135 млн., а доля ПВП в ВВП увеличилась с 6 до 26%.

Следующим этапом в реформировании экономики стало де-факто упразднение старой системы планирования в 1992 году. Это произошло вследствие усложнения экономической системы, при которой государство уже не могло обеспечивать в полной мере эффективное единоличное экономическое управление. Однако, государство до сих пор оставляет за собой контроль над энергетической, транспортной и инфраструктурной сферой.

Низкая стоимость рабочей силы, весьма свободное экологическое законодательство, которое позволило размещать на территории КНР особо вредные производства, все эти факторы послужили толчком к активному инвестированию в Китай западных инвесторов, а также благоприятствовали процессу переноса множества крупных западных производственных мощностей в Китай.

Народное хозяйство КНР в 1963-1965 гг.

Несмотря на сопротивление маоистов, в организации производства в деревне произошло возвращение к практике 1956-1957 гг., т. е. к осуществлению принципа материальной заинтересованности, «каждому по труду». Доля дохода, поступавшая в личное потребление, была увеличена до 60, а в отдельных коммунах — до 70%.

В оплате труда и обеспечении сельского населения продовольствием в 1962 г. рекомендован был порядок, согласно которому примерно 70% фонда личного потребления распределялось в форме оплаты по трудоединицам (трудодням), около 30%—в форме натурального уравнительного распределения по едокам.

Важным рычагом развития производства и улучшения благосостояния деревни явилось и дальнейшее поощрение в 1963-1965 гг. развития подсобных промыслов, индивидуального выращивания свиней и птицы. Продукция приусадебных участков была освобождена от налогов. Возросло количество поставляемых сельскому хозяйству минеральных удобрений, сельскохозяйственных орудий и техники, главным образом насосов, электромоторов, повозок и других относительно несложных технических средств.

Все эти меры позволили восстановить и несколько увеличить в этот период производство, прежде всего, зерна и другого продовольствия. По оценкам (с 1959 г. официальные статистические данные о состоянии народного хозяйства КНР в китайской печати не публиковались), производство зерновых в Китае составило в 1962 г. 175 млн. г, в 1963 г. — 180 млн., в 1964 г. — 182 млн., в 1965 г. — 185 млн. т. Продукция подсобных промыслов крестьян дала 80% товарной свинины, птицы, яиц и значительный прирост производства овощей. Однако в связи с концентрацией внимания на производстве продовольствия уровень выращивания большинства технических культур оставался ниже уровня 1957 г.

В области промышленности основная линия «урегулирования» в 1963-1965 гг. в целом состояла также в возвращении к принципам организации труда и производства периода первой пятилетки. Были усилены права центральных министерств и ведомств в использовании средств и ресурсов, предпринимались попытки вернуться к развитию промышленности на основе сначала годовых, а затем и долгосрочных планов. (Лишь в 1963 г. в рамках провинций, а в 1964 г. в масштабе страны удалось в конце года, задним числом, составить приблизительные финансово-экономические планы.)

На предприятиях были восстановлены различные формы оплаты по труду на основе тарифной системы. Особый упор делался на восстановление, строительство и развитие мелких и средних предприятий. По оценке, к середине 60-х годов на долю мелких и средних предприятий приходилось более 60% производства простых сельскохозяйственных орудий, 40% всего выпуска химических удобрений, 60% добычи угля, 70% производства цемента.

На этой основе в период «урегулирования» произошло восстановление объема промышленного производства в целом до уровня 1958 г. В ряде отраслей этот уровень был превышен. Быстрее других в эти годы развивались химическая (особенно производство удобрений), нефтяная, электроэнергетическая и цементная промышленность. Однако такие важнейшие отрасли тяжелой промышленности, как черная и цветная металлургия, угольная промышленность и станкостроение (в особенности производство крупногабаритных и прецизионных станков), развивались медленно. Ввиду слабости сырьевой базы крупнейшие металлургические комбинаты работали со значительной недогрузкой.

В целом рост продукции тяжелой промышленности в 1964-1965 гг. составил около 10% ежегодно. Хотя этот рост происходил на основе преимущественно перехода к более полному использованию имевшихся мощностей, среднегодовой темп роста был значительно ниже темпа первой пятилетки (18%) и темпа роста, запланированного на вторую пятилетку (15%).

Несмотря на ряд достижений КНР в области науки и техники в первой половине 60-х годов, в особенности в развитии нефтяной и химической промышленности, итоги периода «урегулирования» показали, что «большой скачок», по меньшей мере, на семь лет затормозил развитие страны, усугубил объективные трудности в преодолении отсталости Китая.

Заключение

Резюмируя, можно тезисно указать основные факторы, которые повлияли на рост экономики КНР:
– проведение эффективных рыночных реформ Дэн Сяопина;
– наличие в стране на момент начала развития дешевой рабочей силы;
– активное заимствование иностранных технологий, в том числе и с помощью промышленного шпионажа;
– использование структуры РДА.

Помимо этого хотелось бы ответить на вопрос о так называемом «перенимании» китайского опыта в деле экономического строительства для нашей страны. Россия – государство, которое уже прошло путь индустриализации, с преобладающим городским населением, поэтому многие методы китайского развития будут неприменимы.

Также хочется отметить то, что многие элементы модернизации экономической системы Китай позаимствовал у Советского Союза, в частности, была попытка реализовать семейные подряды, а также введение РДА в 1957-1965 годы, которые не увенчались успехом, так как были неправильно спланированы масштабы деления регионов. Средний размер населения одной ячейки советского РДА составлял всего 2 миллиона, тогда как численность одной провинции КНР даже в 60-е годы была более 20 миллионов человек.

Если чему и стоит учиться у Китая, так это бескомпромиссной борьбе с коррупцией, воспитанием управленцев нового толка, которые во главу угла ставили бы процветание своего региона, а не заботу о собственном кармане и, конечно же, открытость миру для привлечения всех заинтересованных инвесторов.

Да, наша страна имеет существенные различия во многих сферах жизни по сравнению с Китаем, однако, существует возможность не только догнать, но и перегнать китайское экономическое чудо.

Изображение на заставке: <a href=”https://www.freepik.com/free-photo/great-wall_1193618.htm#query=china&from_query=%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9&position=20&from_view=search”>Image by fanjianhua</a> on Freepik

Поделиться в сетях:

Оцените статью